Датацентры на этапе трансформации. Часть 3. «ЗАОКЕАНСКИЙ» АУТСОРСИНГ

19 декабря 2012
изображение Датацентры на этапе трансформации. Часть 3. «ЗАОКЕАНСКИЙ» АУТСОРСИНГ 1. Какие факторы влияют на стремление заказчиков вынести свои информационные ресурсы на зарубежных ЦОД? Перечислите факторы, которые стимулируют оставить их здесь?
2. Какие преимущества при этом получает заказчик? Каким рискам подвергается?

Ответы спикеров раскрыли значительное число доводов «за», но не меньшее число доводов «против».

1. Факторы «заокеанского» аутсорсинга

Геннадий Карпов, De Novo. Очень часто в качестве основного стимула вывести информационной системы за пределы Украины называется стремление обезопасить бизнес. На мой взгляд, в большинстве случаев это является иллюзией. Бизнес находится там, где компания отгружает товар или оказывает услуги своим клиентам и принимает за них оплату. По этой причине, даже если ЦОД «уедет» за рубеж, бизнес все равно останется здесь и не станет от этого более защищенным.

Сергей Сергеев, HP. Идея использования полностью аутсорсинговой модели обслуживания ИТ-ресурсов не нова. Появление облачных технологий изменило лишь уровень доступности таких коммерческих услуг. Основной причиной, побуждающей заказчика перенести ответственность за ИТ-инструментарий на субподрядчика, является его желание избавиться от непрофильных для основного бизнеса подразделений и перенести затраты на содержание ИТ-сервисов из капитальных затрат в операционные. Кроме того, в этом желании есть еще политическая составляющая, а также расчет на более дешевое и качественное обслуживание, необходимость в девелоперской поддержке на уровне, недоступном в Украине.

Поставщиков действительно зрелых и полноценных публичных облачных услуг немного и, в основном, они располагаются за пределами нашей страны. Хочется надеяться, что ситуация изменится в ближайшем будущем.

С другой стороны, к недостаткам такого решения относятся проблемы с отечественными каналами связи, небогатый выбор программных сервисов, отсутствие полноценного контроля в области безопасности, потенциальные проблемы с отечественным законодательством, возросшая общая стоимость владения ИТ-активами.

Валерий Корниенко, IBM. В основном «за океан» идут в поисках сервис-провайдеров и ЦОД с очень высоким уровнем сервиса. Хотя разница в культурных и ментальных стереотипах может остановить заказчика в поисках лучшего решения на стороне. Но если на локальном уровне подходящего предложения все же нет, заказчик уходит «за океан».

Сергей Щербань, IT-Solutions. Обычно заказчики переносят свои информационные ресурсы в зарубежные ЦОД с целью обеспечить защиту своих данных. А вот желание оставить ЦОД здесь стимулируют прежде всего финансовые факторы: дороговизна, необходимость связей и персонала заграницей, необходимость задействовать дополнительные ресурсы, которые требуют инвестиций. Этому сопутствует ряд проблем: нужно покупать оборудование, заниматься его таможенным оформлением, искать место под размещение. Как вариант, можно купить ресурсы в облаке, но опять же, возникает вопрос затрат на канал связи и международный трафик.

Сергей Марченко, VERNA. Пожалуй, главной причиной выноса ИТ-ресурсов за рубеж является боязнь фискальных органов. Но согласно букве закона, банки не могут вынести данные своих клиентов за пределы Украины, что накладывает ограничение на сервисы, которые размещают в зарубежных ЦОД.

Технических ограничений в переносе своих сервисов за пределы Украины практически нет. Основным ограничивающим фактором выступают трудности соблюдения договорных обязательств, в том числе соблюдение SLA.

Юрий Ярощук, «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА». Если некоторое время назад заказчики мотивировали выбор зарубежных ресурсов высокой доступностью и отказоустойчивостью, то в данный момент на рынке Украины уже существуют коммерческие ЦОДы, способные удовлетворить практически любые требования. Основным мотивом вынесения информации компаниями за границу остается политическая и законодательная составляющая. Компании не доверяют украинским провайдерам и опасаются, что их данные могут быть изъяты правоохранительными органами. К сожалению это не просто слова, а уже неоднократно подтвержденные факты.

Остановить отток компаний и удержать их на рынке ЦОД Украины можно несколькими путями. В первую очередь — это более низкая стоимость предоставляемых услуг в сравнении с рынками Европы и США. При этом важно удерживать высокую планку в качестве предоставляемых услуг. Помимо вышеупомянутых факторов, необходимо идти в ногу со временем и предоставлять новые услуги.

2. Преимущества зарубежных ЦОД

Геннадий Карпов, De Novo. В качестве существенного недостатка работы с зарубежными провайдерами я бы назвал невозможность, в большинстве случаев, оставаться в правом поле Украины, в частности, получить юридические и финансовые гарантии исполнения соглашения об уровне обслуживания (SLA). Эта особенность в меньшей степени волнует SMB, но для корпоративных клиентов может стать решающей.

Валерий Корниенко, IBM. Наибольший риск заключается в возможности возникновения задержек во внешних каналах связи, при которых возникает эффект «спящей системы». Ни один заказчик не будет доволен, если система будет работать в таком режиме.

В то же время, если заказчик прибегает к «заокеанскому аутсорсингу», шансы получить услуги высокого качества достаточно велики. И стремление приобщиться к мировой экспертизе — это сильнейший аргумент «за»


Юрий Ярощук, «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА». Преимущества «локальных» ЦОД очевидны. Во-первых, к ним намного проще организовать высокоскоростные каналы связи, к тому же они будут дешевле. Во-вторых, рынок коммерческих ЦОД в Украине начал развиваться сравнительно недавно и при проектировании и внедрении таких ЦОД использовались самые последние достижения рынка информационных технологий. В результате заказчики могут рассчитывать на более современные, надежные технологии обеспечения непрерывного функционирования ЦОД.