Figure
19.11.2020

Картина глобальной автоматизации и наше место в ней

Так много информации про новую постковидную ситуацию на рынке и о том, как в ней жить, что можно затеряться не только в коронокризисных реалиях, но и в самих рекомендациях. World Economic Forum в своем октябрьском отчете про будущее рабочих мест дал пару дельных советов, на что обратить внимание при планировании развития в новой реальности.

Искусственный интеллект и роботы

Набор технологий, которые планируют внедрять компании к 2025 году отмечается некоторой стабильностью в сравнении с планами на 2018 год. Как и ранее в ТОП-3 вошли облачные вычисления, большие данные и электронная коммерция. Их планируют из года в год, этим уже мало кого удивить, а вот значительный рост интереса к шифрованию, которое стоит в планах на 2025, ярко отражает новые уязвимости нашего цифрового века. Больше всего о технологиях шифрования говорят в правительстве и государственном секторе. Такой интерес объясняется склонностью к конфиденциальности и секретности данных на фоне происходящего.

Во многих отраслях экономики, а особенно телекоме, финансах, здравоохранении и транспорте, не на шутку задумались о применении роботов и искусственного интеллекта. Что в целом понятно и объяснимо, идеальный сотрудник, который дает правильную быструю консультацию клиенту, имеет доступ к огромной базе знаний, обучается за несколько минут, не хамит и не обижается (если, конечно, не черпает «человечность» из форумов), и что актуально сейчас – не болеет, давно является реальностью для многих бизнесов. Пожалуй, робот водитель, у которого нет личных музыкальных предпочтений и желания нарушать правила дорожного движения, мог бы значительно улучшить потребительский опыт простого пассажира такси. А если говорить о глобальной идее планирования движения, основанной на использовании мониторинга для прогнозирования трафика, анализе больших данных для составления лучших маршрутов, прогнозирования, усовершенствовать ее применением автопилота для минимизации аварий за счет уменьшения влияния человеческого фактора, она уже не выглядит такой уж фантастической сегодня. И такую картинку глобальной автоматизации, на том или ином уровне, сегодня можно примерять практически к каждому бизнесу.

Удел машин

Большие данные, интернет вещей и робототехника также находят широкое применение в горнодобывающей и металлургической отраслях, где сложность рабочего процесса высока, стоимость простоя может исчисляться миллиардами, а человеческий фактор является узким местом – никак не обойтись без автоматизации и мониторинга процессов. Большая часть работы, которая не требует принятия решения человеком, и даже наоборот может пострадать от его вмешательства, должна быть упрощена и автоматизирована. Внедрение этих технологий повлияет на требования к работникам и их навыкам. Рутинные задачи — это удел машин, а сложные и нетривиальные вызовы – призвание Человека.

Данные опроса Форума о будущем рабочих мест показывают, что компании ожидают реструктуризации своей рабочей силы в ответ на внедрение новых технологий. В частности, опрошенные компании указывают, что они стремятся изменить структуру своей цепочки создания стоимости (55%), внедрить дальнейшую автоматизацию, сократить текущую рабочую силу (43%) или расширить свою рабочую силу в результате более глубокой технологической интеграции (34 %), а также расширяют использование подрядчиков для выполнения задач специализированной работы (41%).

Внедрение новых технологий становится заметным трендом для многих компаний. Важно помнить, новые технологии «врываясь в бизнес» должны менять не только форму коммуникации с потребителем, но совершенствовать, а иногда и полностью менять сам продукт, а также то, что 90% проектов цифровой трансформации не приводит к сокращению персонала, но значительно повышает требования к его компетенциям.

А за счет каких технологий будет выделяться ваша компания к 2025 году?