08.02.2012

Стоит ли компаниям инвестировать в собственный IT или лучше отдать его на аутсорсинг?

В течение нескольких лет растущие потребности украинских банков удовлетворялись за счет внутренних ресурсов. Однако в какой-то момент стало ясно, что привлечение собственных программистов для разработки новых баз данных и построения сетей неэффективно. Потребность в системности росла с каждым днем. При этом базы трех- и пятилетней давности уже не соответствуют реалиям финансовых учреждений. Поэтому с каждым годом они все чаще отдают IT-решения специализированным операторам.

Так они экономят свое время и деньги. Специалисты компании IT-Solutions подсчитали, что, обратившись к нам, банк с 30 отделениями может сэкономить до 60% расходов. Расчет простой: каждому региональному отделению нужно нанимать системного администратора, средняя зарплата которого около 3 тыс. грн., то есть в месяц только на оплату труда этих сотрудников банк тратит порядка 100 тыс. грн. «Это не считая затрат на обучение, обеспечение рабочим местом, инструментами и так далее», — говорит руководитель профильного департамента IT-Solutions Александр Якушко. По его словам, полное региональное обслуживание отделений банка компанией, предоставляющей услуги IT-аутсорсинга, составляет до 40% выделенного бюджета на содержание такой службы. 

Но даже если экономия выходит небольшой, аутсорсинг освобождает тот же банк от решения непрофильных задач. Согласно исследованию еще одной компании, оказывающей подобные услуги — «Миратех», почти 85% банков или уже перешли на IT-аутсорсинг, или собираются это сделать. Также охотно отдают такую работу внешним специалистам предприятия из автомобильной отрасли и FMCG — по 75% из опрошенных «Миратех» предприятий. Пользуется спросом эта услуга и у страховых компаний, розничных торговцев и рестораторов. По другим отраслям степень проникновения подобных услуг не выше 50%. А малый и средний бизнес к такому решению IT-проблем еще не созрел. И причина не столько в низкой осведомленности, сколько в боязни переносить IT-инфраструктуру за пределы компании. Да и руководители IT-отделов по понятным причинам не заинтересованы в переносе своей работы на аутсорсинг.

Наиболее востребован сегодня так называемый операционный аутсорсинг. К нему относят обслуживание рабочих мест сотрудников, ремонт оборудования и механическую работу, не требующую высокой квалификации. «Отдавая на аутсорсинг операционную деятельность, компания освобождает внутренние ресурсы для развития и внедрения инновационных проектов, которые помогут развивать бизнес», — говорит директор департамента информационных технологий НАК «Нафтогаз Украины» Александр Ляшенко. До перехода в «Нафтогаз» Ляшенко был IT-директором компании «Вимм-Билль-Данн», где также ввел практику аутсорсинга — все управление телефонией, информационными системами и бухгалтерскими системами компания осуществляет дистанционно. В каждом городе, где открыты торговые филиалы или ведется производство, «Вимм-Билль-Данн» заключила договоры с IT-компаниями, которые решают все рутинные вопросы: от восстановления картриджа в принтере до ремонта компьютеров. «Компания своевременно просчитала примерное количество ситуаций, где необходима непосредственно ручная работа. Получалось не более 10 часов в месяц, которые она закупала у компании-аутсорсера», — делится Александр Ляшенко.

Более сложный и менее востребованный украинскими компаниями — проектный аутсорсинг. К нему стоит прибегать, когда уровень знаний персонала не соответствует необходимому. Например, при запуске инновационного продукта. Как правило, в таких случаях в проектную команду включают как штатных, так и внештатных сотрудников. Но ведущую роль осознанно отдают внешней компании, которая и двигает проект. Пока все работают, персонал компании-заказчика набирается опыта, чтобы потом самостоятельно сопровождать и развивать проект. 

Также при реализации сложных проектов у компании не всегда есть в распоряжении нужное количество специалистов, которые потребуются лишь для временной занятости на проекте. «Представьте, что вы берете IT-систему, которую нужно интегрировать практически со всеми департаментами компании, для чего потребуются специалисты по нескольким различным программам. Но они нужны лишь на определенный период времени. Через пару месяцев они вам не понадобятся. А когда заказчик обращается к аутсорсеру, компания предоставляет штатных специалистов по каждому направлению», — объясняет вице-президент «Миратех» Алексей Перекатов. 

Зависимость от исполнителя, который полностью ведет проект,  заказчики считают главным риском IT-аутсорсинга. «Если компания по тем или иным причинам завтра перестанет работать, заказчик останется «без тапок», а найти качественную замену в короткий срок будет очень проблематично», — делится Ляшенко. К тому же при работе с IT-аутсорсингом компания-заказчик не контролирует его работу по ходу ее выполнения и видит только конечные результаты. Так что если работа аутсорсера выполнена некачественно или не выполнена вообще, заказчик узнает об этом, когда исправлять ситуацию уже поздно. 

«При этом необходимо помнить, что аутсорсинг не всегда стоит дешевле в прямом смысле слова», — считает Александр Ляшенко. По его мнению, аутсорсинг в первую очередь хорош тем, что компания посредством передачи одних задач освобождает ресурсы для решения более важных. Это особенно эффективно работает, когда нужно решить уникальную задачу в ограниченный срок или сделать разовый, но очень большой проект, где требуется много нового персонала.